Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории раздела
Отчёты и описания [13]
Полезные статьи [1]
Барды России
Друзья сайта
Расписание
авиа поезда электрички
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Были 24.04.2024

Главная » Статьи » Отчёты и описания

Река Вишера (Северный Урал), 5 - 13 августа 2008
   Ну, вот и добрался я до Северного Урала. Давно собирался, просматривал маршруты, читал отчеты, изучал карты… Сначала был выбран маршрут по Щугору, но проблематичная (и недешевая) заброска, а так же необходимость оформляться в администрации национального парка «Югыд-Ва» склонили чашу весов в сторону Вишеры. Опять же, с этого маршрута можно было сняться в любой день, а не зависеть от расписания катера (как на Щугоре). Запланировали на прохождение 215 км две недели, имея в виду 3-4 дневки, хотелось половить хариуса и тайменя, облазить прибрежные скалы, совершить восхождение на Полюдов камень, набрать кучу грибов, сделать баню… Для осуществления всех этих мечт кроме желания нужна была только благоприятная погода. Всего-то…
  Но об этом позже. Сначала расскажу про заброску. Собрались покорять уральские просторы шесть человек на трех байдарках (два Тайменя-2 и Маринка-3). До Красновишерска (далее К-В) ехали на своих авто. Реально доехать за два дня, если правильно выбирать маршрут следования. Нам потребовалось чуть больше из-за ошибки в оценке качества дороги. Дело в том, что кратчайшая дорога (через Арск, Малмыж) захватывает небольшой кусок Кировской области. Не зря фраза «вятское бездорожье» стала нарицательной. После Малмыжа асфальт заканчивается, ехать приходится по крупному щебню (а навстречу несутся «КАМАЗы», из-под колес которых вылетают килограммовые бульники). Дальше следует никак не отмеченный на карте паром через Вятку, где мы потеряли два часа. На другом берегу дорога «с покрытием» не имеет этого покрытия вовсе. Песок, по которому приходится пробираться, очень быстро превращает чистейший местный воздух во вполне осязаемую взвесь твердых микрочастиц, именуемую в народе пылью. Видимость на дороге не превышает двадцати метров, дышать просто нечем, воздушный фильтр после преодоления этих 20 км пришлось выкинуть. Вдруг из этой завесы выскакиваешь на ровную асфальтовую дорогу и понимаешь, «что жизнь хороша»… Но недолго. От Кильмезь и далее до границы с Удмуртией дорога предстает в виде «как после бомбежки». Колдобины следуют в шахматном порядке одна за другой, из некоторых, если в них попасть, можно и не выбраться. В общем, постоянные размышления на тему: здесь погибнет смертью храбрых твоя машина, или за следующим поворотом. Зато, пересекая границу Удмуртии, попадаешь «за границу». Дорога – просто идеальная. В Пермском крае участки нормальной и разбитой дороги чередуются, но перед колдобинами, как правило, установлены соответствующие знаки. Обратно ехали через Ижевск. Там немного дальше и больше населенки, но качество покрытия вполне приличное.
  Отмечу отдельно пермских гаишников. Камеры перед постами фиксируют скорость всех машин под знаком 40. Кроме того, на фото отлично видно наличие (в смысле отсутствие) ближнего света и ремней безопасности. За все эти мелочи добросовестно выписываются мелкие штрафы (у меня их набралось аж четыре на сумму 600 рублей). Не страшно, но сильно тормозит в пути.
  Худо-бедно, но 4 августа к 11 утра мы добрались до К-В. Машины поставили на охраняемую стоянку у магазина «Для вас» на молокозаводе и отправились искать «буханку» до 71-го квартала. Название этого места осталось с тех пор, когда велись лесозаготовки и молевой сплав. Там же проходит граница Вишерского заповедника, а напротив высится громада Чувальского хребта, известного поселениями времен ГУЛАГа. Найти транспорт оказалось не просто. Коммерсанты развратили местных перевозчиков, и те «держат цены» на уровне 8-10 тыр. В описаниях указано, что от К-В до 71 кв. по дороге 130 км. Нам удалось договориться с водителем «Газели» Владимиром за 3,5 тыр. Он никогда дальше Ваи не ездил и согласился на наше предложение. На деле оказалось, что там почти 170 км, а дорога от поворота на Вёлс (обозначена как лесовозная), мягко говоря, не очень. Несколько разбитых «Уралами» мостиков через ручьи, лужи протяженностью по 100-200 метров, в общем, и для «УАЗа» – не подарок. В Вае переправились через Вишеру на пароме.
  Видели бегущих по дороге в свете фар четверых лисят. А еще раньше (перед Соликамском) шоссе перебегала крупная лиса, а сов, сидящих прямо на дороге, приходилось объезжать регулярно… 
  Ехали эти «130 км» 8 часов и добрались до места уже затемно. А водиле еще надо было ехать обратно, да и не проехать дальше Ваи, паром ночью не ходит. Доплатили Владимиру еще 1,5 тыр. Спасибо ему огромное от наших полуживых в тот момент тушек. Наверно, 5 тысяч – объективная стоимость этой заброски.
  Переночевали на поляне напротив Чувала и, собрав утром байдарки, начали сплав, останавливаясь для попыток изловить вишерской рыбки. Рыбка не спешила клевать на предлагаемые ей железяки, запускаемые в прозрачную воду с помощью спиннинга. Вытащили совместными усилиями двух небольших хариусов, которых сразу же засолили и с аппетитом продегустировали. Народу на реке оказалось значительно больше, чем рыбы, как местных, так и туристов на катамаранах (пермские коммерческие туры). С продуктами так же нет проблем. В Вёлсе, Вае, Сыпучах и Вишерогорске есть магазины, в которых всё можно докупить, даже хлеб (в описаниях читал, что хлеба там нет). А вот с грибами нам не повезло. Их просто не было, хотя места явно грибные. Первые два дня погода побаловала. Ночью было холодно, а днем тепло и почти сухо – дождики были кратковременные и не сильные, на первой стоянке даже не ставили тент. Остановились мы на острове, вняв советам бывавших в этих краях и чуть было не съеденных мошкой и комарами. Мы подготовились к атакам кровососов основательно: накомарники и репелленты лежали, дожидаясь нападения летающих тварей, но так и пролежали весь поход без дела. Мошки не наблюдалось вовсе, а комаров оказалось не больше, чем в Подмосковье. Особенно порадовало полное отсутствие клещей (пламенный привет Южному Уралу). Течение в Вишере очень неплохое (местами даже на прогонах GPS показывал 5 км/ч, а на перекатах и того больше). Воды нам «налили» достаточно, чтобы не сидеть на камнях, основное русло легко читается, обливняки видны с воды хорошо и не представляют опасности, а дров в русле нет. Особенно порадовал второй день сплава. Светило летнее солнышко, речка радовала веселыми перекатиками, слева возвышалась стенка Вёлсовских скал. В этот день даже удалось выловить несколько хариусов среднего размера, а мне на спиннинг попался неразумный таймененок на 400 граммов. Рыбакам из группы попутчиков, кидавшим снасти со своего катамарана прямо во время сплава, попались два крупных тайменя. Нам таких не досталось. В Вёлсе два магазина, где мы купили пиво и недостающие продукты. После впадения слева одноименного притока воды в Вишере прибавилось, но течение осталось быстрым, а погода и настроение – хорошими. Пройдя Банные скалы (справа), нашли место для лагеря на том же берегу, очень похожее на карельские стоянки. Интересно, что от самого Вёлса за нами по берегу бежал белый пес, смело переплывая заливы и притоки. Правый берег ниже поселка изобилует удобными для туристов подходами к воде, и пес облюбовал этот бережок. Кто-то его подкармливает, а у нас ночью он, гремя канами, добил остатки ужина.
  Утром от вчерашней погоды не осталось и следа. Небо затянуло «серой простоквашей», моросил занудный дождь, поднялся сильный ветер. Что-то сразу подсказало, что здесь будет дневка. Сильно помог ФМК-шный тент 6 х 4,5 м, под которым мы и провели весь день, периодически пытаясь изловить хариусов, которым тоже погода не понравилась, а потому клёва не было. Лес оказался настолько сырым, что с дровами возникла серьезная проблема. Даже «сухостой» внутри был мокрым и отказывался гореть. Спасала только мелко расколотая береза.
  Наутро морось почти прекратилась, и мы срочно свернули лагерь и тронулись в путь. Однако, дождь возобновился очень скоро, иногда нападая на нас мощными ливневыми зарядами. Некоторое время мы все же продержались, но, когда к дождю прибавился еще и пронизывающий ветер, пришлось искать стоянку. На этот раз встали на левом берегу недалеко от острова Елминский. С грустью и завистью смотрели на каркас бани, оставленной кем-то на галечном пляже, а сейчас почти залитый поднявшейся водой. Изготовить баню с ТАКИМИ дровами представлялось очень маловероятным. Следующий день снова провели под тентом, наблюдая непрерывное повышение уровня воды в реке. Рыбалка закончилась совсем, поиски грибов принесли «результат» в виде одного белого и одного же подберезовика, что для Северного Урала было просто издевательством.
  Обнаружив утром отсутствие дождя, долго не раздумывали, сбросились на воду и начали свой самый продолжительный ходовой день. До Ваи догребли без приключений, отметив для себя сильно изменившийся характер реки. Вода поднялась метра на полтора, все перекаты оказались залиты и распознавались только по слегка ускоряющейся текухе. Ширина реки заметно увеличилась, временами достигая 100 м. В поселке посетили магазин, хотя продуктов было достаточно, а пекарня в этот день не работала. Перекусили на берегу и, только расселись по байдаркам, были накрыты очередным ливнем. Потом последовали еще пара таких же зарядов, а после пятого или шестого нам уже было всё равно, даже перестали укрываться. Всё, что могло, давно уже промокло. Двинулись вниз по реке, надеясь дойти до отличной стоянки с дровами и скалами. Во время этой гонки не заметили, как подошли уже к камню Боец, под которым шумит самый мощный на маршруте перекат. Правда, в нашу воду ни обливняков, ни прижимов мы там не обнаружили, зато попрыгали на полуметровых валах (я их не измерял, но по ощущению – полуметровые). Сразу за перекатом на правом берегу есть неплохая стоянка, хотя не знаю как там с дровами. Можно было бы покататься на Бойце и сходить на вершину камня, но наш авангард уже упилил вниз, а связь мы с собой не брали. Поэтому продолжили сплав дальше. А вот там-то стоянки вдруг исчезли и не появлялись, пока впереди мы не увидели громаду знаменитого Писаного камня. Уже наступали сумерки, а проходить мимо Писаного в этот день совсем не входило в наши планы. Встали на правом берегу, не доходя метров 300 до Писаного камня. Здесь хотя бы были сухие елки, из которых получился замечательный большой костер, отогревший нас после длинного мокрого перехода. Всего за этот день мы махнули около 70 км.
  Утром после просушки вещей подошли к Писаному и устроили вылазку на вершину, где есть две площадки, с которых открывается прекрасный вид на окрестности. Сверху, однако, хорошо видно, во что превратили стоянку напротив камня господа отдыхающие. Такой помойки редко где увидишь даже в Подмосковье. Свое название камень получил благодаря древним наскальным рисункам на нем. Только вот зачем же современные первобытные продолжают это творчество?! На нижних участках стены оставлено множество отметок, так хочется их авторам «пожелать здоровьица»! Возле камня есть еще несколько стоянок, но мы уже не стали там оставаться. Возле Писаного Торопов (автор лоции) обещал «отличную рыбалку», но рыба не клевала совсем, а стоять на загаженных полянах не хотелось. Стоянку мы нашли на правом берегу ниже впадения Акчима и здесь наблюдали очень интересную картину: ближняя к нам половина русла оставалась чистой и прозрачной, а противоположная часть реки (у левого берега) была рыже-бурого цвета. Вот и добрались до цивилизации. Эта муть – следы работы драг на притоках, которых перед К-В множество. Тут уже наши рыбаки окончательно заскучали и заторопились в К-В. Оставшуюся часть маршрута мы пролетели за полтора дня. Жаль, ведь после Вишерогорска есть два замечательных места, где неплохо было бы подневать. Это знаменитые камни Говорливый и Ветлан. Говорливый обрывается прямо в воду, когда проходишь под самой стенкой на байдарке, в полной мере осознаешь величие и неповторимость уральской природы. А себя ощущаешь «маленьким таким» на фоне этого «небоскреба». У камня есть одна особенность, за которую он и получил свое имя – это двойное, раскатистое и продолжительное эхо. На правом берегу перед Говорливым есть хорошее место для стоянки.
  Дальше до самого Ветлана стоянок нет (или это в нашу высокую воду их нет), выйти на берег даже для разминки проблематично. Посередине русла появляется множество рукотворных ряжевых островов, оставшихся со времен молевого сплава. А после впадения каждого притока вода опять становится мутной (драги работают). Ну, и погода… Не захотела она побаловать нашу группу. В последний день шли навстречу ливневому фронту, иногда невооруженным взглядом можно было наблюдать, как по водной глади навстречу байдарке движется полоса дождя.
  Решили дойти в этот день до К-В и, вызволив со стоянки свои машины, отправляться в обратный путь. И даже красавец Ветлан не остановил это бегство. А камень – очень интересный. Сплошная стена тянется по левому берегу почти два километра, из склона бьет множество родников, посередине камня есть лестница для подъема на вершину. Останавливает только идущая под стенкой дорога и всё возрастающее количество местного населения. Сказывается близость К-В.
  В общем, на этом поход и был завершен (на пять дней раньше срока). А на обратном пути светило солнце, на небе не наблюдалось ни облачка. Хотя, возможно это было уже южнее, в районе Перми...

  Резюме. Не всё, что было запланировано, удалось. Даже больше не удалось. Четырнадцатидневный маршрут мы проскочили за девять дней (с двумя вынужденными дневками). В целом, однако, получилось довольно спортивно. Правда, ехали не за этим. Из плюсов отмечу красивейшие скалы на протяжении всего маршрута, массу отснятого фотоматериала и почти полное отсутствие кровососов. Несомненные минусы: сырая, промозглая погода (и, как следствие, высокий уровень воды, скрывший все перекаты), отсутствие рыбы и грибов, неожиданно сырой и неинтересный лес (кедра там немного, а в основном – ель и лиственные деревья). Населенка тоже сильно утомляет. Причем, как местные, так и коммерческое турьё, превратившее в свалки стоянки возле именных камней. Сильной неожиданностью это не стало, но настроение явно не улучшило. Видимо, от такого маршрута не надо ожидать «чудес». Зато характер реки (хорошее течение, отсутствие серьезных препятствий) позволяет организовать неплохой детский поход.
Теперь пора бы обратить взоры в сторону Сибири, но таким «бюджетным» поход уже не получится.
Будем ждать следующего лета, впереди - новые реки.
Счастливого пути!

 
 
Категория: Отчёты и описания | Добавил: Hrych (25.12.2008)
Просмотров: 2372 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум
04.01.2014- Скрипач свистит. У него ещё чатлы есть. CAT_in_the_Palace (2)
24.05.2011о.Уходово 11-13 июня turist (0)
25.04.2011Куда и на чем забрасываться MotoSanches (3)
25.02.2011Счастливым семьЯм - быть!!! Nadya (2)
13.12.2010А у нас Новый год, а у вас? :) Pelageya (0)
Книги

Фотоальбом
Copyright MyCorp © 2024