Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории раздела
Отчёты и описания [13]
Полезные статьи [1]
Барды России
Друзья сайта
Расписание
авиа поезда электрички
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Были 28.04.2024

Главная » Статьи » Полезные статьи

ВОДНЫЕ ПОХОДЫ НА БАЙДАРКАХ

Сидеть в байдарке желательно низко, опираясь на спинку. Чем ниже центр тяжести, тем выше остойчивость байдарки, а экипаж, как правило, является наиболее тяжелым «грузом», если, конечно, вы не перевозите кирпичи. Руки расставлены несколько шире плеч, корпус немного наклонен вперед. Ноги должны иметь упор. Весла следует погружать в воду примерно на 2/3. Проводку надо делать возможно более длинной, при этом гребок должен осуществляться в большей степени за счет мышц верхней части корпуса, а не на рук, руки выполняют лишь вспомогательную работу по корректировке положения весла. Весло не стоит поднимать высоко, не надо его сильно сжимать, движения должны быть свободными, ритмичными.

Байдарка должна быть загружена равномерно с небольшим дифферентом на корму. Водонепроницаемые упаковки подвешиваются под декой вдоль фальшбортов, между шпангоутами. Креплениями могут служить резиновые кольца или стропы (матерчатые ленты), пропущенные через привальные брусья и верхний пояс стрингеров. Корпус и нос загружаются экономично и плотно так, чтобы при перевороте байдарки вещи не "поплыли". Остальные вещи и предметы привязывают.

Не стоит пренебрегать гермоупаковками. Даже в наше время встречаются люди, упаковывающие вещи в несколько полиэтиленовых пакетов, одевая их один на другой. Такой способ упаковки никогда не обеспечит сохранность вещей в сухом виде. Лучше один раз купить (или сделать) необходимое количество гермоупаковок, чем потом пытаться заснуть в мокром спальнике. Не говоря уже о перевороте байдарки, в этом случае у вас не останется ни одной сухой вещи.

При достаточной высоте мосты, мостки, кладки, тросы проходятся просто, если учитывать скорость и направление течения, которое может снести байдарку на препятствие. При обносах не обязательно полностью разгружать байдарку. Хорошо применять пояса, охватывающие байдарку и плечи несущих. Одной рукой держат байдарку за шпангоут, второй удерживают пояс, идущий с плеча. Частично разгруженную байдарку могут перенести 4 человека, неразгруженную - 6 человек на трех поясах. Если в группе 8 человек, то двое могут дополнительно поддерживать нос и корму. При этом нагрузка на корпус байдарки относительно равномерная.

Встреча байдарки с тросом, корягой, топляком, металлом в воде не сулит ничего хорошего. Здесь нет трудностей: необходимо внимание.

Движение через препятствия.

Наиболее простые препятствия - это быстрины, мели, перекаты, отдельные надводные и подводные камни, заросли водорослей или камыша, коряги, сваи, остатки опор, металлическая арматура, низко висящие провода, топляки.

Более сложные - завалы, заломы, пороги, плотины, нависшие над водой кусты, большие волны при ветре на открытой воде. Кусты над вогнутым берегом грозят опрокидыванием при навале на них. Надо заблаговременно осуществлять движение к выпуклому берегу. Опасны завалы на быстрой воде. Встречи с ними следует избегать заблаговременно. Песчаные мели и перекаты не опасны для байдарки. Надо лишь правильно определить, куда сваливается основная вода, где корыто переката или мели.

При определенном навыке отличить глубокое место от мели легко. Вода над мелью светлее. Она рябит при безветрии или образует мелкую волну. Над глубокими местами вода темнее, волна длинная и более крупная, здесь течение быстрее. При прохождении быстрин следует избегать навала на вогнутый берег.

К завалам на реках с быстрым течением (более 5 км/ч) нельзя подходить близко. Пристав к берегу, надо разведать проход. Внезапный выход на завал грозит поломкой, втягиванием байдарки с людьми под бревна. Если же байдарку все-таки прижало к завалу, то необходимо задать крен НА завал, зацепиться руками за бревна и, продолжая удерживать крен, поочередно вылезти на бревна.

Подводный камень обнаруживается по кругам над ним, если он сидит глубоко, или по впадине и буруну ниже камня. Камень, близкий к поверхности, образует ниже бурун - вершину треугольника с расходящейся струей потока. Во всех случаях опасна посадка байдарки на препятствие. Этого допускать нельзя. При прохождении между камнями, где требуется изменение направления движения, надо учитывать снос байдарки течением.

В общем, техника прохождения препятствий сводится к тому, чтобы при маневре, учитывая скорость и направление течения, избежать столкновения с препятствием, не быть залитым водой и перевернутым.

Препятствием могут быть единичные камни, группа камней и пороги, представляющие наибольшую трудность при прохождении. При крутых поворотах и изгибах русла прохождение еще больше затруднено.

Препятствия проходят поочередно, следя за ходом головной "лоцманской" байдарки. Для того чтобы байдарка управлялась, она должна иметь собственную скорость относительно потока: положительную, если грести, или отрицательную, если табанить.

В сложной обстановке при обходе препятствий на крутых поворотах, при быстром течении, чаще приходится табанить, этим легче достигается маневр и уменьшается опасность повреждения судна при столкновении с препятствием. Стоит помнить, что любой управляющий гребок вперед, кроме изменения курса, придаст байдарке дополнительную скорость, так же как управляющий гребок назад затормозит байдарку.

На перекате, наиболее часто встречающемся препятствии, линия движения зависит от расположения мелкого места (корыта), ложбины и гребня переката, где мелкая вода отделяется от глубокого места. По форме береговых отмелей, по "свалу" воды можно определить расположение переката и наметить ход байдарки.

Наиболее трудны для прохождения и опасны пороги, особенно если они имеют "шиверные" участки, где среди камней, беспорядочно разбросанных в русле, стремительно несется вода, разбиваясь о камни и образуя стоячие волны. Линия движения здесь будет ломаной. Пройти по чистой воде при сильном сносе на препятствия и ограниченности маневра нелегко.

Порог - один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями, расположенными близко к поверхности. Порог может иметь несколько направлений главного сброса воды - сливов. Слив имеет форму треугольника, обращенного вершиной вниз. Боковые стороны треугольника - это струи от камней. Ниже вершины треугольника идут стоячие волны. Сложные пороги надо предварительно разведать, наметить ход, запомнить ориентиры, учитывая, что вид с воды немного меняет их очертания. Трудность прохождения порога определяется руслом реки, его изгибами и поворотами, уклоном и количеством воды.

По средней линии треугольника, образуемого струями, русло чище и глубина больше. Здесь же, на главной части потока, образуются наиболее мощные стоячие валы. Проходить вершину треугольника можно при относительно маломощных потоках, стоячих валах высотой до 1 м. При высоте стоячих валов больше 0,5 м байдарка должна быть задраена фартуком и юбками.

Большие перепады высот в сливах можно преодолеть при условии, если есть свободный проход, так как на них приходится развивать большую скорость, чтобы не подставить корму под мощный поток.

При больших скоростях опасны стоячая вода, противотоки, водовороты. Просматривая порог, учитывайте возможность обратных течений в уловах ниже порога. Если нос байдарки с ходу попадает в стоячую воду или в противоток, то она может развернуться поперек струи и опрокинуться, а потому байдарка должна идти параллельно струе или под небольшим углом к ней.

На шиверах нет резких перепадов воды и больших стоячих волн, но в них сильно засорено русло и нет четких сливов. Шиверы бывают протяженными, что при отсутствии четких сливов в сильно засоренном русле создает значительные трудности при прохождении. Трудности возрастают, если при прохождении шиверы и порога нельзя пристать к берегу, трудно произвести разведку или сделать обнос ввиду крутых скалистых отвесных берегов.

Пороги и шиверы встречаются на участках реки со значительным падением. На реках часто встречаются системы островов ("разбоев") с различными протоками, где можно сесть на мель, зайти в глухую протоку и, что особенно опасно, попасть на завал. Завалы часто образуются на входах в неосновные протоки, на мысах островов, на поворотах. Завал нужно своевременно заметить и пройти как можно дальше, так как часто вода сильно тянет к нему.

На поворотах русла у вогнутого берега образуется сильное прижимное течение, которое при навале на берег образует отраженные стоячие валы, косые валы под острым углом к стержню потока. Байдарке грозит здесь навал на берег, заливание водой и опрокидывание при пересечении косого вала. Идти нужно ближе к выпуклому берегу, избегая больших стоячих волн и пересекая вал под углом 40-50°, совершая сильные гребки, и далее сразу поворачивать параллельно главному потоку.

Сложность прохождения препятствий зависит от устройства ложа реки и мощности водного потока.

Техника сплава на байдарках на мощных многоводных реках имеет значительные особенности.

Основными опасностями для байдарки в мощной струе являются валы и потоки с различными скоростями. Байдарка может быть залита, сломана и перевернута.

Противостоять этим опасностям может байдарка с большой устойчивостью в валах и остойчивостью. Устойчивость увеличивается при большой скорости, а для увеличения остойчивости нужна большая масса.

Особенность сплава на большой воде - это необходимость выбора линии движения в разноскоростных потоках и мощных валах. Если правильный выбор линии движения определяется опытом, то устойчивость и остойчивость зависят от динамики судна (минимальное лобовое сопротивление, всхожесть на вал зависят от обводов байдарки), массы байдарки и скорости. Быстрая массивная байдарка не только более остойчивая и устойчивая в валах, но и легче противостоит изменению курса в потоках разной скорости и противотоках.

Движение против течения.

На веслах имеет смысл двигаться, если скорость будет не меньше 2 км/час. Если с такой скоростью идти нельзя или для этого нужно очень сильно грести и затратить много сил, лучше переходить на проводку вдоль берега. На сложных участках с препятствиями приходится проводить байдарку на руках или обносить по берегу.

Кораблик - наиболее простой способ движения байдарки с использованием веревки, требующий меньше усилий, чем другие способы, применим для средних скоростей течения и не очень сложного маневрирования.

Байдарку ведут за два конца двое идущих по берегу. Концы длиной по 20-25м крепятся на носу и корме или в местах вязки узлов носовой и кормовой обвязки.

Скорость движения байдарки тем больше, чем меньше угол между осью байдарки и направлением течения. Изменяя этот угол, отпуская или подтягивая носовой или кормовой конец, можно вести байдарку ближе или дальше от берега, обходить препятствия. Байдарку может вести и один человек, управляя носовым и кормовым концами одновременно. Это тяжелей, особенно при частой необходимости в маневрах.

Движение байдарки на веревке с шестом осуществляют двое. Один тянет конец, другой идет сзади, на уровне носа байдарки, и длинным шестом, укрепленным у основания конца, обводит препятствия. При движении с шестом усилие на конце мало, возможности лавирования больше, чем при других способах.

Средняя скорость при движении проводкой различными способами 3-4 км/ч: от 1-2 км/ч на порогах и перекатах до 5 км/ч на плесах.

Движение по большим водоемам.

Основные трудности здесь - плохая погода, ветер, необходимость точного ориентирования. В туман и дождь при плохой видимости трудно ориентироваться по берегам. Нужно пользоваться компасом. В плохую погоду при ветре группе следует идти компактно. Байдарка должна быть задраена фартуком, на волну идти носом или скулой. Переход в отдалении от берегов требует предварительного изучения ориентиров и возможных укрытий, расчета времени движения (в частности, при встречном ветре) с тем, чтобы темнота не застала группу далеко от берега, подготовки байдарок (усиление средств непотопляемости, увеличение прочности, улучшения фартука и др.). При хорошей погоде через большую воду лучше идти рано утром или к вечеру, когда господствующий встречный ветер стихает. Препятствиями могут быть заросли камыша и водорослей, когда затруднено продвижение и ориентирование. На многих озерах и реках берега сильно заболочены и невозможно высадиться на берег.

Подготовка к сплаву.

Перед сплавом необходимо еще раз проверить готовность байдарки: целостность оболочки (шкуры), надежность соединений элементов каркаса, состояние надувных частей. Если в штатном варианте в байдарке не предусмотрены элементы поддува, то следует сделать их самим. Наиболее просто это делается из воздушных шариков или пустых пластиковых бутылок, которыми заполняется нос и корма байдарки. Это поможет даже полностью затопленной байдарке сохранить плавучесть.

При любом виде сплава, будь то сложные порожистые или спокойные плесовые реки турист – водник должен использовать спасжилет. Пренебрежение этим средством личной безопасности чревато серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. В настоящее время, кроме спасательных жилетов, существуют страховочные жилеты, которые многие ошибочно принимают за спасательные. Страховочный жилет имеет меньшие размеры и, как следствие, меньшую плавучесть, однако он более удобен при гребле. Самое главное отличие между страховочным и спасательным жилетом в том, что страховочный жилет лишь помогает держаться на поверхности воды, при этом предполагается, что человек находится в сознании и сам может двигаться. Задача спасательного жилета поддерживать человека на поверхности воды в любом состоянии, вне зависимости от того, в сознании он или нет. Кроме спасательного жилета, всегда на воде необходимо иметь при себе стропорез. Стропорез, это прямой, НЕ складной, желательно обоюдоострый нож. Двухсторонняя заточка нужна для того, чтобы в критической ситуации не пришлось определять, где режущая кромка, а сразу приступать к действию. Некоторые туристы предпочитают стропорез с затупленным концом, что бы случайно не пораниться, однако бывают ситуации, когда требуется не резать, а протыкать что-либо. Стропорез в ножнах крепится на спасжилете так, чтобы его можно было легко достать ЛЮБОЙ рукой. При этом он не должен случайно выпадать из ножен.

При наличии на маршруте таких препятствий, как завалы, шиверы, пороги, необходимо использование каски. Каска должна надежно защищать переднюю часть головы и виски, плотно сидеть и не мешать обзору и движениям головы.

При сплаве в холодное время года или по холодной воде, желательно использование гидрокостюма.

Категория: Полезные статьи | Добавил: SERG (27.11.2007)
Просмотров: 12098 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум
04.01.2014- Скрипач свистит. У него ещё чатлы есть. CAT_in_the_Palace (2)
24.05.2011о.Уходово 11-13 июня turist (0)
25.04.2011Куда и на чем забрасываться MotoSanches (3)
25.02.2011Счастливым семьЯм - быть!!! Nadya (2)
13.12.2010А у нас Новый год, а у вас? :) Pelageya (0)
Книги

Фотоальбом
Copyright MyCorp © 2024