Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории раздела
Отчёты и описания [13]
Полезные статьи [1]
Барды России
Друзья сайта
Расписание
авиа поезда электрички
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Были 02.05.2024

Главная » Статьи » Отчёты и описания

Чирко-Кемь - Охта 2007 г. (Часть вторая - р. Нижняя Охта)

Первая неделя похода - река Чирко-Кемь от Тикши до Борового.

25.08.2007 (День 8-й продолжение)

      Ребята уже разгрузили кат и начали его разбирать. Рядом с ним стоит микроавтобус, за рулем которого женщина. Ребята уже спрашивали у нее о возможности нашего переезда на Охту и она согласилась подождать подхода остальных. Минут через двадцать подходит Берендей. Поговорив с женщиной, он выясняет, что дороги до Охты она не знает. Тем временем подъезжает еще один микроавтобус. Водитель в принципе согласен ехать на Охту, хотя и не знает, где это. Достаем карты. Если верить отчету, который читал Берендей, то от Борового, до Кивиристи двадцать два километра, поэтому распечатали листы с Боровым и Кивиристи. В ходе разговора выясняется, что до Кивиристи вместо 22 километров, 220. Видать, в отчете потерялся один нолик.
      Несмотря на предлагаемые шесть тысяч, ехать до Кивиристи водитель отказывается, зато соглашается довезти до магазина в Боровом. Ехать решают Сашка, Бука и Берендей. В кузове микроавтобуса вместо пассажирских сидений стоит почти белый кожаный диван.
      Тем временем, были поставлены тенты и Катюха и Надя принялись за приготовление обеда. Голодные взгляды все чаще начали поворачиваться в сторону костра. Ромка с Юркой, забив на попытки просушить кат под тентом, сворачивают его как есть.
Глядя на унылую дождливую погоду и уходящий за поворот плес, идея оставшуюся неделю идти до Юшкозера, медленно, но верно, начинает завещать всем долго жить. Вместо нее появляется другая идея, собраться и уехать вместе с ребятами, хотя перспектива провести неделю отпуска в Москве особо не радует. Остается ждать возвращения ребят из деревни и надеяться на умение Берендея находить машину и договариваться с водителем в любой глуши.
      Часа через полтора ребята возвращаются, причем привозит их тот же водитель. Оказывается, по дороге удалось уломать его отвезти нас на Охту, правда уже за восемь тысяч. Договорившись с водилой, что он заедет за нами через час, садимся обедать.
      После обеда вытаскиваем байду и кат, разбираем вещи на те, которые поедут с нами на Охту, и те, которые уедут с ребятами в Москву. Почему-то наша кучка вещей раза в два больше. Бука шутит, что они нарочно оставляют нам вещи, чтоб самим везти поменьше.
      Вернулась машина. Закидав вещи в кузов, начинаем затаскивать кат и байду на крышу. Водитель смотрит на это скептически, однако ничего не говорит. Пока грузимся, подъезжает нива из которой выходит мужичок и спрашивает кто такие, откуда и куда, кто старший. Оказалось - местный пограничник. Поговорив с Юркой и выяснив, что все мы так или иначе покидаем погранзону, и забрав список группы, который, по словам Юрки, заверен ну очень серьезной печатью, представитель погранслужбы желает всем счастливого пути и уезжает. Наконец кат и Байда уложены и привязаны на крыше машины. Фоткаемся на прощание, и - в путь. Теперь мы соберемся все в месте только в Москве.
      В дороге мы с Катюхой пытаемся устроиться спать на диване, Бука с Флаем на вещах, Берендей с Сашкой впереди о чем-то говорят с водителем. Не знаю, сколько я проспал и спал ли вообще, т.к. устроиться удобно толком не получалось, постоянно что-то затекало, понять сколько прошло времени без часов не получалось. За окном мелькает совершенно неменяющийся пейзаж, все те же леса и сопки. Водила гонит километров восемьдесят, по крайней мере, гравий, вылетающий из под колес, долетает до уровня окна. На очередной кочке просыпается Флай, в очередной раз слетевший с ящика, на котором сидел. Начинаем прикалываться, почему Флай в спасе и каске, ведь кругом лес, а мы сидим в машине, отвечает: «Чтоб не забыть», - и засыпает снова.
      Проезжаем какую то деревню, народ удивленно на нас оборачивается. Я сначала не понимаю почему, потом вспоминаю про лежащий на крыше кат и байду и про сидящего впереди в ярко-красном спасе Сашке.
      В 21:30 заезжаем в населенный пункт Кривой порог; по карте до Кивиристи осталось километров пятнадцать. Спрашиваем дорогу у местных девчонок, они говорят, что были там вчера, и чтоб добраться до него, надо сначала доехать до «поляны с кедами», а потом перейти три небольших болотца. Обрадованные этим, едем дальше.
      Только отъехали, как кто-то вспомнил, что надо бы докупить «горючего». Возвращаемся, однако, магазины работают до 22:00, а уже начало одиннадцатого. Начинаем стучаться в двери, в надежде, что продавцы еще не ушли. В одном нам открыла сторож и сказала, что продавать ничего не может, а все остальные ушли, поэтому идите и вы. Во втором нам повезло больше, после пяти минут стука в дверь, удалось подкараулить продавщиц, которые согласились продать нам «огненной воды».
Итак, мы едем дальше. Начало темнеть, как искать в темноте поляну с некими кедами – не понятно. Однако минут через двадцать езды, впереди раздаются радостные возгласы: «Кеды! Точно, кеды!!!». Вылезаем, приехали. Дождик продолжает моросить. Темно. На сколько видно при свете фонарей, поляна большая и изрядно загаженная. Быстро ставим тенты, палатки, разводим костер. Дрова сырые и гореть особо не хотят, однако Флай достает некую штуку для разжигания костра: по виду напоминает маленькую толстую свечу, по инструкции, гореть должна минут двадцать. Ставим ее в ямку, сверху накрываем дровами, и, действительно, минут через пять-десять весело потрескивает костерок, на котором можно вскипятить пару канов. Погода не особо располагает к посиделкам, поэтому ужинаем и расползаемся спать. Вдалеке слышится шум порога.

26.08.2007 (День 9-й)
      Общего подъема не было. Все вставали, как проснулись. Утром поляна оказалась гораздо сильнее загаженной, чем виделось вчера в темноте. Учитывая, что турье здесь не ходит (если не считать каких-нибудь идиотов вроде нас), вся эта «красота» - старания местных жителей. Напрашивается мысль: место посещаемо, и даже очень. Сделать вывод, куда ходят толпы местных не сложно, в последствии на Кивиристи, мы найдем висящую на дереве записку: "Осторожно, воруют вещи!". Мы с Катюхой, не увидев никого в лагере и решив, что все спят, решили сходить на поиски порога. Через болото идет тропа, которая когда-то была гатью. Судя по ее ширине, по ней когда-то можно было проехать на машине. Сейчас там если и можно проехать, то только на вездеходе. Идем по этой тропе, метров через пятьсот болото заканчивается и начинается лес, в глубь которого уходит широкая дорога с автомобильной колеей. Причем само болото в трех местах заметно "мокрее" остальной части. Появляется мысль, что это и есть те три болотца, которые нам надо перейти. Идем дальше. Дорога начинает поворачивать в сторону, противоположную той, где вчера слышали шум порога. Днем расслышать этот шум невозможно, его заглушают ветер и шум листвы. Переходим какой-то ручей, через который перекинут настил из бревен. Вскоре упираемся в еще одно болото. Если у первого болота была явно видна тропа, то у этого нет. Дорога подходит к нему и теряется в траве. Причем это болото гораздо мокрее первого. По моим ощущениям, до этого места мы шли минут двадцать, то есть примерно два километра, тащить сюда собранные байду и кат кажется нереальным. Поворачиваем обратно. По пути осматриваем окружающий лес, может, мы пропустили поворот или боковую тропинку, но ничего похожего нет.
      Вернувшись в лагерь, застаем там Буку, остальные пока спят. Выясняется, что Бука традиционно встала раньше всех и тоже пошла искать порог, но пошла по другой тропе и заблудилась. Проплутав полтора часа и, наконец-то вернувшись в лагерь, очень удивилась, что ее пропажи никто не заметил.
      За завтраком думаем что делать дальше. Изучив карту, и найдя на ней ручей, который пересекает зимник, идущий к Кивиристи, решаю пойти на разведку еще раз и попробовать перейти второе болото, или, хотя бы, найти через него тропу. Если верить карте, то зимник, на котором мы находимся, ведет к Кивиристи. Значит, то болото должно быть вторым, и через него должен быть проход. Взяв с собой рулон туалетной бумаги, чтобы оставлять вешки (ничего более подходящего мне в тот момент в голову не пришло), да и вдруг с "медведем встречусь", ухожу на повторную разведку. Дошел до второго болота, начинаю через него пробираться, ноги утопают по щиколотку. Метров через двадцать, замечаю остатки гати, - значит, иду правильно. Имея хоть какие-то ориентиры в виде полусгнивших бревен, идти значительно легче.
      Второе болото оказалось гораздо короче первого, но гораздо мокрее. Если бы пошел не в резиновых сапогах, промок бы.
      После болота тропа пошла на подъем и дорога снова превратилась в хорошую лесную колею. Иду дальше в ожидании третьего болота. Третье болото начинается не так резко, как первые два. Просто тропа начинает понижаться и чавкать под ногами. В некоторых местах приходится обходить большие лужи. Заканчивается болото так же плавно, как и начиналось, тропа постепенно идет в гору, под ногами «сухо и комфортно». Появляются и первые признаки «цивилизации» в виде валяющихся оберток от сухариков и чипсов, значит, - скоро конец моего пути. Однако иду, иду, а порога все нет. Вот тропа снова уходит вниз (неужели еще одно болото?), но, к счастью, низина оказывается просто низиной. Сразу после нее появляется первое ответвление вправо. Отмечаю вешками обратную дорогу и иду вправо, метров через пятьдесят замечаю костровище, за ним еще одно, а за ним реку. Есть! Дошел!!! Как раз вижу порог. Сходил посмотрел порог. На Кивиристи вроде не похож, а может, это и он, просто я смотрю не с той стороны . Неподалеку на стоянке стоит группа, неподалеку еще одна. Значит, это Охта. Иду в обратный путь. Самое интересное, что чуть не заплутал, пока искал тропу с вешками. На берегу куча стоянок и куча тропинок между ними. Нашел, иду назад. Обратный путь прошел быстрее, по крайней мере, мне так показалось.
      Когда я вернулся в лагерь народ уже начал собирать вещи. Рассказ о том, как я сходил, всем поднял настроение. По моим ощущениям, с вещами идти будем часов пять-шесть. Пока собираемся, со стороны деревни подъезжает мотоцикл и встает в отдалении. Минут через пять из болота выходят двое мужиков с лодочным мотором на плече. Удивленно смотрят на кат, байду, на нас и спрашивают: "А вас, что, ветром с реки сдуло?" В ответ слышат довольное: "Ага!". Продолжаем собирать вещи, Флай традиционно тормозит. Мы с Берендеем, выкурив по паре сигарет в ожидании общей готовности, не выдерживаем, и, схватив часть собранных вещей, уносим их через болото. Только донесли, как пошел дождь, к счастью, заряд был хоть и сильным, но коротким. В последствии такие заряды дождя периодически накрывали нас часа два. Возвращаемся, забираем вторую партию вещей. К третьей ходке остались только кат и байда. Решаем, что тяжелей и кто что понесет. Девчонки пробуют нести «Вьюна», но, видя, как они его несут, понимаем, что далеко они не уйдут. В итоге Вьюна берем мы с Сашкой, а остальные - кат. Идти с байдой проще, мы можем идти по тропе, в то время как ребятам с катом приходится идти рядом с тропой и они периодически проваливаются. Один раз Бука провалилась по пояс, вытащили. Ко второму переходу вещи перераспределяем и идем в две ходки, теперь суда несет только мужская часть группы.
      После третьего перехода делаем перекус. Он пришелся как нельзя кстати, а то вещи почему-то начали тяжелеть. После перекуса сделали еще два перехода и, наконец, вышли к Охте. Начало темнеть. По подсчетам прошли мы 4-5 километров, потратив на это около шести часов.
      Быстро ставим палатки, готовим ужин, снова начинается дождь. После ужина немного посидели и разошлись спать. За прошедшие сутки температура воздуха понизилась градусов на десять.

27.08.2007 (День 10-й)
      Традиционно первой встала Бука, потом Катюха. Когда я вылез из палатки, они уже успели позавтракать, и Катюха снова завалилась спать.
      Похоже, погода испортилась окончательно, моросит мелкий дождь, кажется, что еще немного - и тучи будут цепляться за вершины деревьев.
      Пока большая часть народа спит, отправляюсь осматривать Хемег. Посмотрев порог, иду смотреть стоянки. Их много, как на одном, так и на другом берегу. В лесу видны остатки блиндажей или укреплений времен второй мировой войны.
      Побродив по окрестностям, иду вниз по реке, судя по местности, впереди река делает поворот. Выхожу на берег, впереди виднеется небольшой порожек, а за ним открывается интересный вид: вода "кончается" и над этим местом стоит марево из водяной пыли. Подхожу поближе и … так вот он какой, Кивиристи. Вид, действительно, завораживает: от левого берега примерно до середины реки находится несколько ступенек с «клыками». Основной слив находится у правого берега. Высота слива примерно два метра. Под сливом мощная бочка. Дальше идет относительно спокойное место, где река делает резкий поворот влево. Основная струя идет вдоль правого берега, где есть большое улово и удобное место для страховки. В принципе, страховать можно и с левого берега, но там берег высокий и обрывистый, и вылезать из воды не очень удобно. После этого, река входит в каменный каньон, в котором «живут» косые валы.
Над сливом второй ступени, есть небольшая площадка, как бы нависающая над порогом, которая увешана табличками прошедших групп. На фоне почти стандартных надписей: «Такого-то числа, группа такая-то, прошли столько-то раз…» прикольно смотрится: «А мы прошли мимо, группа А/пох…». Тут же стоит памятный знак о погибшей девушке. Еще одна подобная табличка, находится на левом берегу, на выходе из третьей ступени. Третью я нашел на мысу перед порогом.
      К моему возвращению встали все, кроме Флая. После завтрака идем смотреть уже всем составом. Пока смотрели, подошла коммерческая группа рафтеров. Хотя мы уже и собирались возвращаться в лагерь, остаемся посмотреть их прохождение. Первую ступень рафт даже не заметил. Во второй, после слива, рафт врезается в камень на правом берегу, его разворачивает и уносит дальше. Перед каньоном рафтеры с дружным гиканьем и бугаганьем разворачиваются и проходят каньон.
      Возвращаемся в лагерь. После долгих обсуждений решаем идти Кивиристи на катамаране по двое. Первыми идем мы с Берендеем. Это решение удивило всех, учитывая, что я до этого только один раз сидел на катамаране. Однако обсуждать решения руководителя в походе не принято.
      Я предлагаю поставить страховку на правом берегу после второй ступени, однако Берендей принимает еще одно неожиданное решение: он решает, что страховка не нужна, объясняя это тем, что во-первых, страховать геморройно, во-вторых, один спасконец все равно ничего не сделает, и в-третьих, что с катом все равно ничего не случится. После этого предлагать ставить страховку после третьей ступени уже бессмысленно. Хотя спасконец и запасное весло все же было с собой взято. Идем в порог.
      Первую ступень прошли чисто. В принципе, она и для байдарок особой сложности не представляет. Идем ко второй ступени. Тут Берендей начинает говорить про какой-то камень, пытаюсь его заметить, замечаю его уже когда мы за него зацепились и нас немного развернуло. Выправляем носы, идем дальше. Правильный вход во вторую ступень с воды не виден. Если идти под правым берегом, то кажется, что после слива врежешься в камни на правом берегу и хочется пойти ближе к центру, но там слив перекрыт камнями, которых не видно с воды. Единственный ориентир, это стоящая на правом берегу вешка – нависающий над водой шест с привязанной на конце пластиковой бутылкой, идти надо точно под бутылкой. Подходим к вешке, и вот, открывается вид порога с воды, правда полюбоваться им времени нет, нас тянет в слив. Вошли мы в слив немного правее центра и не выровняв носы, в итоге в бочке нас развернуло лагом, на пару секунд приварило и выплюнуло к левому берегу. В момент разворота в бочке, мое весло попало между набегающим потоком и баллоном ката, и его вырвала вода. Когда нас выплюнуло к левому берегу, я дал знак Сашке кинуть запасное весло, но пока он добежал до весла, нас уже понесло дальше. Перспектива ухода в третью ступень с одним веслом ничего хорошего не сулила. К счастью, в этом месте основная струя шла вдоль правого берега с уловом. Когда нас поднесло к улову, Берендей подгреб, и мне удалось выпрыгнуть на камни и затащить кат в улово. После этого пришлось идти на поиски весла. Нашел я его на середине плеса после третей ступени. Так как весло постепенно уплывало дальше, и, почему-то не хотело плыть к берегу, пришлось мне плыть за ним самому. Вернувшись к кату с веслом, мы спокойно прошли третью ступень и зачалились к левому берегу, где нас уже поджидали остальные. Рассказав как это было и выкурив по сигарете, мы взвалили кат себе на плечи и понесли его к началу порога. Теперь порог пойдут Флай с Сашкой. Прошли они гораздо лучше нас, вот только немного не доработали на выходе из второй ступени и воткнулись носами в левый берег.
      После их прохождения Берендей объявил, что на сегодня все и девчата, если хотят пройти порог, то пойдут в другой день.
      За ужином народ делился впечатлениями и наперебой рассказывал Буке, которая всего этого не видела, так как дежурила в лагере, как это было.

28.08.2007 (День 11-й)
      По ставшей за два дня традиции, встали кто как проснулся. Наконец-то выглянуло солнце. Красота окружающего пейзажа прояснилась, как и настроение после дождливых дней.
      После завтрака появилась мысль о пиве, и как следствие, - что надо сходить в магазин. К обеду народ раскачался и в магазин пошли Бука и Берендей.
      Погуляв по ближайшим окрестностям, мы с Катюхой завалились спать. Проснулись, только когда пришли гонцы из магазина, а, учитывая, что их не было часов пять-шесть, то поспали мы хорошо.
      За ужином обсуждали наши дальнейшие планы. Проблема в том, что Сашке надо на два дня раньше вернуться домой, чем остальным. В итоге решили, что завтра мы еще катаемся на Кивиристи, а вечером Сашка уходит до ближайшей деревни, откуда ловит машину до Кеми.
      Вечером засиделись у костра с гитарой и песнями.

29.08.2007 (День 12-й)
      Встали как обычно, то есть поздно. Погода снова испортилась, небо затянуло низкими облаками и начал моросить дождик.
      После завтрака пошли кататься на Хемег. Бука и Флай на кате пытались траверсировать струю на выходе из порога. Мы с Катюхой обнесли байду и решли пройти его целиком. В принципе, особых сложностей порог не представляет. На входе у правого берега прижим, на выходе - основная струя идет вдоль правого берега через камни, и чтоб пройти, надо вовремя уйти со струи и выйти у левого берега. Так же на выходе у правого берега перед камнями огромное улово, куда можно уйти, если не успеваешь к левому берегу.
      С первой частью проблем не возникло, мы прошли по отбойному валу у прижима, а вот со второй частью немного не получилось, момент ухода со струи был благополучно пропущен, и нам пришлось уходить в улово под правым берегом. Передохнув, решили идти траверсом к левому берегу. Правда чистого траверса не получилось, где-то на середине струи нас начало разворачивать, однако пройденного расстояния хватило, чтоб успеть уйти к левому берегу и спокойно выйти из порога.
      Обносим и проходим еще раз, на этот раз чисто.
      Дальше со мной на Хемеге катаются Флай и Бука. После того как прошли с Букой, стали на выходе траверсировать струю. Прошли пару раз туда – обратно, а потом не успели увернуться от обливняка, перед которым мы «выдрючивались», и нас к нему прижало. Закончилось все без последствий, если не считать, что Буке пришлось купаться, чтоб снять байду с камня.
      К этому времени проснулся Сашка, проспавший все утро. Решили, что пора идти на Кивиристи.
      Не знаю, что произошло, наверно, первый наш проход произвел на Берендея сильное впечатление, поскольку он соглашается с тем, что страховка после второй ступени нужна. Предлагаю поставить байду на выходе из третей ступени, однако он объявляет это глупостью, мотивируя тем, что ее придется тащить туда, потом обратно, а если что и случится, то пока до него добежишь… Спорить нет ни смысла, ни желания.
      Первыми порог проходят Сашка с Букой, я их страхую. Перед порогом они перевозят меня на правый берег. Подхожу ко второй ступени, вот это вид! Такого не увидеть ни с одной точки правого берега. Жаль, не взял с собой фотоаппарат. Иду дальше к месту страховки. Пока шел, несколько раз чуть не навернулся. Ставлю страховку, делаю пробный бросок, морковка уходит точно в улово. Самое интересное, что камень, с которого кидаю морковку, абсолютно не скользкий, в отличии от всех остальных.
Показываю на другой берег, что страховка готова, в ответ показывают, что ребята стартуют. Вторую ступень ребята проходят чисто, и уходят в каньон. Иду по берегу вслед за ними. Сашка сказал, что прошли без проблем.
      Теперь идем мы с Катюхой. На выходе из второй ступени нас разворачивает на 180 градусов, крутимся по инерции и идем дальше. Каньон прошли без проблем, а вот на выходе таки сели на камень, правда, не сильно, немного потолкались веслами, сползли и пошли дальше. Прям тенденция какая-то: после Тахко сели, после Кивиристи сели. Забираем Сашку с левого берега и «домой». На этом катание на Кивиристи закончили.
      Вечером провожали Сашку. По этому поводу значительно сократили запасы огненной воды. Когда Сашка уходил, в очередной раз пошел дождь. Проводили его до троп через болото, попрощались, и он ушел. С его уходом настроение резко упало, поэтому долго не сидим и ложимся спать. Завтра уходим и мы. Ночью позвонил Сашака и сказал, что он благополучно дошел до деревни, поймал машину и едет в Кемь.

30.08.2007 (День 13-й)
      Встали, естественно, поздно. Погода начала налаживаться, солнца, правда, не было, но и дождя тоже. Пока завтракали, собрались, обнесли Кивиристи, прошло полдня. На воду встали часов в пять-шесть. Описания ни у кого нет, идем по карте. По карте, впереди группа порогов, из именных обозначены только Темный и Муравейный.
      Мы идем впереди метрах в двухстах, перед порогами пропускаем вперед кат. Кат идет все без просмотра. Мы идем сходу все, что видно с воды. Просматриваем только Печко-порог. Решаем идти в правый слив, так как с правого берега он виден весь, в то же время, чтоб просмотреть левый, надо переплывать на левый берег. Попасть в слив точно не удалось, нас снесло немного левей, в итоге зацепили кормой несколько камней.
      Муравейные пороги прошли без просмотра и без проблем. Начало темнеть, поэтому, увидев на левом берегу у четвертого Муравейного порога стоянку, встаем на ночь. Стоянка небольшая, группе человек в десять уже будет тесновато, зато есть каркас бани с лавкой. Да еще рядом валяется спущенное сидение от рафта.
      Ужинаем уже в темноте. Флай постоянно греется у костра, закрывая его от остальных, ему на это прозрачно намекают, однако, через некоторое время, он все равно принимается за свое. Наконец ему подсказывают, что можно греться с другой стороны костра, а не только со стороны стола, и что там так же тепло.
      Погода начала налаживаться, небо почти расчистилось, стали видны звезды, однако температура воздуха уже осенняя – около нуля градусов.

31.08.2007 (День 14-й)
      Сегодня был подъем. Встали примерно в девять. По плану с одиннадцати до двенадцати часов мы должны встать на воду.
      Завтракаем, собираем вещи. Матерясь в душе, залезаю в подмерзшую за ночь гидру, меня согревает только одна мысль: больше в этом походе я в нее не полезу. Пока все собирают вещи, Флай греется у костра. На вопрос: «Чего не собираешься?», он отвечает, что палатку не снимает, потому что будет в ней переодеваться, вещи не убирает, потому что еще не переоделся, а не переодевается он, потому что гидра холодная. В итоге, когда все уже были собраны, вещи уложены и запакованы, Флай, наконец, полез переодеваться. Ждали мы его минут тридцать, если не больше. Пока ждали, решили надуть сидушку от рафта: как ни странно, она оказалась целой. Появилось предложение оставить ее Флаю в качестве сплавсредства, а самим пойти.
      Наконец он собрался. Стартуем. Если верить карте, то впереди осталось еще два порога. Один из них (Тютерин) находится как раз на стыке листов карты, и названия у него нет. Второй – Курна. Предполагаем, что раз он именной, то значит более сложный. Ладно, разбираться будем на месте.
      Мы, как обычно, идем впереди. Подходим к Тютерину. Впереди слышен шум порога и видно, что «вода заканчивается». Подходим ближе. По окружающим порог деревьям, впереди угадывается значительный перепад. На левом берегу видна натоптанная тропа, туда и чалимся.
      Когда я увидел порог, то первая мысль, которая у меня появилась, – что это, скорее всего обнос, по крайней мере, для нас.
      Порог представляет собой отлогий водоскат по плитам, лежащим под углом градусов в тридцать. Под сливом жесткие валы. Особенно вызывают подозрение два вала внизу: создается впечатление, что под ними камни, от которых вода «рикошетом» уходит вертикально вверх. Общий перепад около двух с половиной-трех метров.
      Пока смотрю, подходит кат, Берендей, естественно, идет без осмотра. Проходят по центру слива. Внизу один из баллонов ката проходит как раз по одному из подозрительных валов, и борт груженого ката подбрасывает почти на метр. М-да, если мы встретимся с этими валами, то киль будет обеспечен.
      Тем временем кат чалится и народ идет смотреть, что же они такое проскочили. Пока смотрели, кто-то нашел обломки дюралевых трубок, по виду напоминавшие остатки штевня. В итоге было придумано два сценария прохождения порога для байдарки, вот только в обоих было по несколько «если» и невыполнение одного из условий могло плачевно закончится. Так что обнос. Что же, будет еще один повод вернуться на Охту.
      Обносить Тютерин очень удобно. Река в этом месте делает S-образный поворот, и при обносе фактически срезаешь часть реки. Байду перетащили по траве, даже не разгружая. Еще какое то время полюбовались на порог, сделали небольшой перекус и пошли дальше.
      В очередной раз сверяюсь с картой. По карте остался только порог Курна. Метров за сто до порога, создается впечатление, что реку полностью перекрывают огромные камни, однако, когда подходишь ближе, становится виден проход в скальном сужении. Выход с воды не виден, поэтому чалимся и идем смотреть. Честно говоря, я немного разочаровался. Порог представляет собой узкий скальный желоб с быстротоком. Чем-то напоминает Хемег, вот только никаких перепадов и валов на нем нет, зато на правом берегу есть удобная стоянка.
      Что ж, осталось еще семь – восемь километров, и мы выйдем в Кемь. Однако впереди нас ожидал сюрприз. В очередной раз смотрю карту, ага, сейчас будет левый поворот, затем правый и начнется разлив. Проходим левый поворот, на правом берегу появляется стоянка, затем еще одна, а впереди вода снова «заканчивается». Смотрим карту, по карте ничего нет. А по факту вот он – Охтопорог. Чалимся, идем смотреть. На берегу несколько стоянок над порогом и парочка после. Сам порог длинной сто-сто пятьдесят метров. Заход в него возможен под левым берегом, все остальное перекрыто камнями. В начале метровый или чуть меньше слив, сразу за которым прижим у левого берега, дальше идет мощная шивера с набором всевозможных валов и небольшими сливами. Берендей идет с ходу в первый слив и врезается в камень, к которому прижимает струя, после чего уходит дальше. Стартуем мы. Заходим в слив ровно. От прижима почти удалось уйти, правда, кормой камень немного зацепили. Дальше скачем по валам. Я пытаюсь выдерживать намеченную на берегу траекторию, вот только с воды все выглядит немного по другому. Правда, все обливняки мы благополучно обошли. На выходе стоит хороший вал, в котором можно «умыться», однако, еще на берегу были сомнения в том, чтó может скрываться под этим валом. Поэтому проходим рядом. Когда проходили, я успел пошарить веслом в вале, вроде чисто. Если бы катались на этом пороге, обязательно бы в него влез.
      Порог понравился всем, было бы время, сделали бы тут дневку и покатались бы по порогу. Судя по обилию стоянок, так думали не только мы. Однако время поджимает и надо идти дальше. После порога, река разливается и подтапливает берега, чувствуется приближение ГЭС.
      Вот мы и вышли в Кемь. После Охты, Кемь кажется просто огромной. Идти до ГЭС особого желания нет, по этому пробуем найти место для антистапеля на левом берегу, почти напротив впадения Охты. Пообщавшись с местными рыбаками, выясняем, что лучше все-таки идти до ГЭС, там и поляна удобная есть и водители могут дежурить. Правда сегодня середина недели, так что вряд ли водители там будут. Что ж, идем до ГЭС. На левом берегу находим поляну с накатанной колеей до дороги и «следами» наших предшественников. Все, приплыли. Время около шести часов вечера. Разбираем суда, пробуем их хоть немного просушить. Часов в девять вечера, когда большая часть вещей была собрана, Берендей уходит искать машину. Пока он ищет, пробуем развести костер и приготовить ужин. Дрова, конечно, сожжены до нас, а взять с собой мы, естественно, не догадались. Вдруг откуда ни возьмись, Бука приносит наколотые дрова, оставленные другой группой, правда, учитывая погоду, они были сырые. Хотя сварить макароны и немного погреться все же удалось.
      С заходом солнца начало резко холодать. К этому времени костер уже прогорел. Полдвенадцатого ночи решили подождать Берендея еще полчаса, а потом доставать спальники и греться в них. И, когда уже хотели лезть за спальниками, появился свет фар. За ним появился Берендей со словами: «Извините, машины не нашел, пригнал автобус», и, действительно, в темноте проступают очертания ПАЗика. Быстро забрасываем вещи. В свете фар видно, что все рюкзаки покрыты толстым слоем инея, уже в автобусе водитель говорит, что последние несколько дней по ночам были заморозки.

1.09.2007 (День 15-й)
      Минут через тридцать мы уже были у вокзала г.Кемь. Только выгрузились из автобуса, как к нам пристал молодой абориген, упитый или укуренный до такой степени, что на ногах стоял с большим трудом. Понять, что этот товарищ хотел, было тяжело, поэтому его вежливо послали куда подальше, куда он и пошел через некоторое время.
      Несмотря на позднее время, народу на вокзале много. Кроме нас еще три группы туристов и несколько кучек местного народа, ожидающих поезд. Билеты взяли без проблем, свободных мест было навалом, и мы спокойно взяли плацкартную купешку и одно место напротив. Поезд отправляется полпятого утра и прибывает в Москву примерно во столько же. Наши места в традиционном 15-м вагоне, значит, в Москве придется таскать вещи через весь перрон. Но это уже мелочи.
      Купив пива и чипсов, устраиваемся в зале ожидания, до поезда еще четыре часа. Пока ждем, наблюдаем за местной молодежью, тусующейся в привокзальной кафешке. Кафешка работает до трех часов ночи, и, видимо, это единственное ночное заведение, работающее в этот день.
      Через некоторое время из кафе раздаются звуки бьющейся посуды и крики. Еще через пару минут оттуда выволакивают товарища, который доставал нас у автобуса. На этом вроде буза кончилась, и снова стало тихо, - что ж, можно и вздремнуть.
      В три часа ночи, или утра, кому как удобнее, кафешка закрылась, и местная молодежь шумной толпой удалилась. Вместе с их уходом, ушли и последние остатки сна, и, чтоб хоть чем-нибудь себя занять, иду читать всяческие правила перевозки пассажиров, что делать во время теракта и тому подобное.
      Наконец, часы показали начало пятого, скоро подойдет наш поезд. Начинаем перетаскивать вещи на перрон.
      Поезд подошел вовремя, правда, с остановкой нашего вагона мы немного промахнулись и пришлось таскать вещи мимо двух вагонов, хотя, учитывая, что стоянка поезда тридцать минут, ничего страшного в этом не было. Спокойно успеваем загрузить вещи, да еще и постоять покурить на морозном воздухе.
      Наш вагон почти пустой, основная масса грузилась в Кеми. Мы привычно рассовали рюкзаки по полкам, поезд тронулся. Несколько глотков пива за отбытие и спать.
      Для меня вся обратная дорога прошла гораздо незаметнее и быстрее, так как большую часть времени я спал, а ту, что не спал – ел. Первый раз проснулся в Петрозаводске, хотя и было желание пойти купить рыбников, но «сонная лень» и стоящий состав, закрывающий выход в город, не дали этого сделать. Рыбники мы-таки купили, правда, уже не помню на какой станции.
      Пока едем, думаю, как нам выбираться с вокзала ранним утром. Звоню Фраю и очень удивляю его предложением встретить нас на машине в четыре утра. К счастью, после минутного раздумья он соглашается. Что же, а теперь можно снова поспать.

2.09.2007 (Приезд)
      В Москву мы приехали точно по расписанию. Выгрузившись на платформу, начинаем перетаскивать вещи к автостоянке, где нас уже встречает Фрай. Странно, мы столько съели из Флаевских запасов, а баулы его так и не полегчали.
      На стоянке выясняется, что Фрай снял с крыши багажник, и что если мы хотим влезть все, то часть вещей придется брать на колени. Прощаемся с Берендеем и Флаем, грузимся в машину и едем. По дороге завозим домой Буку, и вот, здравствуй родной диван. Теперь можно спокойно выспаться на мягком.


Все фотографии похода.




















Категория: Отчёты и описания | Добавил: SERG (13.01.2008) | Автор: SERG
Просмотров: 2146 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум
04.01.2014- Скрипач свистит. У него ещё чатлы есть. CAT_in_the_Palace (2)
24.05.2011о.Уходово 11-13 июня turist (0)
25.04.2011Куда и на чем забрасываться MotoSanches (3)
25.02.2011Счастливым семьЯм - быть!!! Nadya (2)
13.12.2010А у нас Новый год, а у вас? :) Pelageya (0)
Книги

Фотоальбом
Copyright MyCorp © 2024