Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории раздела
Отчёты и описания [13]
Полезные статьи [1]
Барды России
Друзья сайта
Расписание
авиа поезда электрички
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Были 21.11.2017

Главная » Статьи » Отчёты и описания

Реки Дёржа и Волга, 12-13 апреля 2008
 …«Издалека, долго течет река Дёржа…тьфу, Волга!» - из песни экипажа кривого «Птеродактиля»…

  Вот и апрель. «Паводок» прошел уже в марте, да и, если честно, не было его вовсе. Так, некоторое повышение уровня воды. Мы пробовали поймать настоящий паводок, начиная с 1 марта, на Лопасне. Потом были «бобрец» на Коломенке и Вашана при минусовой температуре, но вода там уже ушла, оставив следы травы на прибрежных кустах в метре над головой. Мне давно уже хотелось пройти по Дёрже, и лучше момента было не придумать. Исходя из того, какими темпами снижался уровень воды, можно было сделать вывод, что к маю на этой красивой и шустрой речке останется только злой «шкуродер».
  Через неделю после «СкиТульца», обсудив подробности организации похода и заброски на форуме, мы ранним утром 12-го апреля ехали на четырех автомобилях в сторону деревни Носово по Новорижской трассе. Часть группы забрасывалась туда же на электричке до Шаховской и Ржевском автобусе. В 10:30 все собрались на стапеле. Водители разогнали машины между Носово и Столипино (на Волге), где мы собирались закончить маршрут. После стапеля и торжественного спуска на воду приобретенной этой зимой «Маринки-3» наша пестрая компания тронулась в путь. В состав эскадры кроме новой «Маринки-3» вошли 1 и 3-хместные «Ватерфлаи», «Таймени-2 и 3», «Ласточка», два КНК «Паша» и новый НК «Твист». Сборка Т-2 «Птеродактиль» несколько затянулась и закончилась очень грустно. Конструкция оказалась кривой, правый фальшборт отказался застегиваться категорически (вот она – лень-матушка хозяина байды, можно было бы и собрать конструкцию дома перед походом, да спросить у бывшего владельца, что там было переделано). В результате, с помощью грубой силы и «такой-то матери» «Птеродактиль» оказался на воде с некоторым креном и несовпадающими с элементами каркаса леями. Но веселому экипажу (с утра уже «кривому» как их корабль) это было совершенно не важно. Остальные были в полном порядке и, распределив очередность следования, начали сплав по перекатам Дёржи. 
  Речка действительно оказалась очень красивой. Редкие плесы чередовались с протяженными перекатами, и даже встречались симпатичные шиверы с несколькими поворотами и небольшими валами. Воды в реке было ровно столько, сколько нужно, чтобы не заскучать в «матрасном» сплаве, но и не изодрать в клочья шкуры байдарок. Берега Дёржи напоминают местами среднеуральские реки. Скальные выходы известняка впечатляют. Даже не верится, что это находится так близко – на границе Московской и Тверской областей. Зато тот же известняк в русле создает эффект крупного наждака, грозя превратить оболочку каркасных байдарок в решето. КНБ-шкам и надувастикам там проще, надувные элементы многое прощают. Т-3 получил несколько задиров на мелких перекатах, что не особенно сказалось на количестве воды внутри, по одной небольшой царапине, требующей вмешательства, приобрели М-3 и «Паша». Но вот Т-2, мало того, что была собрана криво, так еще и направлялась своим «кривым» экипажем на все лежащие в русле камни. Первый день сплава не принес им особых неприятностей, речка еще не донесла нас до самых эффектных перекатов. А вот во второй день… Но об этом позже…
  Стоянка нашлась в правом рукаве разбоя (там, где довольно крупный остров делит реку на две протоки). Расслабленные «чайники», привыкнув к несложному сплаву, не стали здесь следовать за ведущими экипажами и решили срезать поворот по левой протоке, за что и поплатились напряженным возвращением к стоянке против сильного течения. После этого им пришлось ещё и выслушать мою лекцию «О выборе оптимальной линии прохождения препятствий под коренным берегом». Поляна на правом берегу просто замечательная, здесь можно проводить слеты. А мы отмечали день рождения Карста, поедали деликатесы и первые дары природы в виде свежих крапивных листьев, пели песни и строили планы на сезон…
  Утром небо затянуло тучами, пошел мелкий нудный дождик. Иногда, правда, были паузы, которые мы старались использовать для сплава. Места пошли просто потрясающие: отвесные берега, мощные перекаты с торчащими из воды крупными обливняками. Здесь-то и случилась самая серьезная пробоина у кривого «Птеродактиля». Неправильно собранная байдарка была порезана именно на тех местах, где должны были её защищать леи. Зато ремонт несчастного «Тайменя» мы совместили с обедом и фотосессией.
  Через пару километров прошли под мостом у деревни Мозгово (там при необходимости можно завершить сплав по Дёрже), а сразу за мостом начинается один из самых сложных перекатов с переходом основной струи от берега к берегу и крупными острыми камнями в русле. Ниже переката - широкий плес (сказывается подпор Волги) и устье реки с одноименной деревней на берегу.
  Волга встречает мощным течением и необычной (после узкой Дёржи) панорамой. Лес до Столипино есть практически везде. Много удобных мест для стоянок. Ветер, поначалу попутный, после поворота становится встречным и создает определенные проблемы для надувастиков (зато на Дёрже им было легче). Отлично показала себя «Маринка-3», набравшая на волжских просторах просто крейсерский ход и получившая за это имя «Фрегат». Можно было бы наслаждаться видом просторов великой реки, если бы как раз в это время не усилился дождь. Но наша команда успешно добралась до приметного бережка перед деревней сразу за ручьем, впадающим справа в Волгу, где мы и разобрали байдарки. Пока остальные водители ездили за машинами, оставленными в Носово, я отвез «безлошадных» членов группы в Зубцов. Дорога там неплохая (по крайней мере, существенно лучше, чем на трассе). А вот ехать домой через Зубцов, как и перегонять машины между стапелем и антистапелем, нецелесообразно. Грейдер, ведущий от Погорелого Городища до Столипино, очень неплох (позволяет ехать со скоростью 60 – 80 км/ч), а расстояние – значительно меньше.

  Резюме. Дёржа – замечательная река. Красивые берега, быстрое течение, перекаты, не дающие скучать и развивающие навыки управления байдаркой и выбора линии прохождения. Оптимальными средствами сплава здесь являются надувные байдарки и КНБ (с некоторой оговоркой – при среднем уровне воды). На каркасных лодках по Дёрже можно ходить только в паводок. Однако, в пик паводка река вряд ли столь интересна, как в нашем случае, разве что – валы на особенно мощных перекатах могут быть повыше. В межень же сюда не стоит идти и на КНБ, шкуродер – обеспечен. Аварийная выброска возможна из Мозгово, там ходит автобус Столипино – Зубцов, но в этом случае непройденным окажется один из самых интересных перекатов на маршруте. Можно так же начинать сплав по Дёрже выше Носово (от Тупицыно или Погорелого Городища), но там места не столь красивы, глубина реки меньше и есть завалы.
  Продолжать маршрут по Волге можно и дальше. Выброска возможна из Родни и Старицы. Но такой сплав уже – на любителя. Кроме того, возможно появление (особенно в окрестностях Старицы) сотрудников ГИМСа. 
  Рекомендую поход по Дёрже в начале – середине апреля как тренировку новичков перед сплавом по рекам 2-й к.с. для приобретения ими навыков прохождения препятствий. 

  Счастливого пути!

 
Категория: Отчёты и описания | Добавил: Hrych (27.12.2008)
Просмотров: 2604 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум
04.01.2014- Скрипач свистит. У него ещё чатлы есть. CAT_in_the_Palace (2)
24.05.2011о.Уходово 11-13 июня turist (0)
25.04.2011Куда и на чем забрасываться MotoSanches (3)
25.02.2011Счастливым семьЯм - быть!!! Nadya (2)
13.12.2010А у нас Новый год, а у вас? :) Pelageya (0)
Книги

Фотоальбом
Copyright MyCorp © 2017